Вторая мировая, которой не касалась игровая индустрия

29.10.2015    6 268
Вторая мировая, которой не касалась игровая индустрия

Карелия, Польша и Китай: рассказываем, почему эти театры военных действий достойны попадания в игры не меньше, чем взятие Берлина или высадка в Нормандии

Вторая мировая — один из самых популярных сеттингов для компьютерных игр, может быть, даже самый популярный. Мы успели побывать кем угодно, от рядового бойца в Medal of Honor до командующего армией в Panzer General, а также лично опробовать коляску Рузвельта, трубку Сталина и сигару Черчилля. Кажется, любой аспект этого конфликта успел получить виртуальное воплощение.

На самом же деле, разработчики предпочитают ходить по проторенным дорогам. У каждого игрока уже накопился свой набор воспоминаний о пляже Омаха, на улицах виртуального Сталинграда погибло больше нарисованных солдат, чем в реальном — живых, а Эль-Аламейн в играх найти легче, чем песок в настоящем Эль-Аламейне.

Вот и свежее дополнение к Company of Heroes 2, посвященная британским войскам, отправляется в привычную западную Европу с бокажами и прячущимся по кустам гитлерюгендом. При этом за сценой осталось множество мест и событий, которые могли бы стать превосходной основой для очередного уровня или даже целой игры… но по каким-то причинам не стали.

ХОЛОДНЫЕ БЕРЕГА
Вторая мировая, которой не касалась игровая индустрия

Где: Кольский полуостров
Когда: 1941-1944

Пейзажи Заполярья полны суровой красоты и величественности. Первобытные скалы, набросанные вдоль берегов Ледовитого океана, навевают мысли о скандинавских легендах и в общем о бренности бытия. Но в 1941 году здесь чаще предавались размышлениям не философским, а куда более практическим. Вермахт совместно с финскими войсками штурмовал подступы к Мурманску, русские, соответственно, оборонялись между девственных лесов и диких пустынных гор.

Линия фронта быстро застыла на месте, на одном из участков наци даже не сумели преодолеть границу. До 1944 года стороны оставались в своих окопах. Тем не менее, скучать никому не приходилось. Напряженные баталии шли и в воздухе, и на море, и на суше. Мимо полуострова на Мурманск шли английские корабли с грузами для СССР по программе ленд-лиза, за ними охотились немецкие субмарины и надводные корабли; в воздухе кипели бешеные схватки, а на суше в тыл противнику постоянно ходили диверсанты.

Главной особенностью борьбы в Заполярье был даже не суровый климат. Там боролось куда меньше людей, чем на других участках фронта, поэтому как нигде был важен человеческий фактор. Один летчик, подводник, засевший в нужное время в нужном месте корректировщик с рацией — одиночки и малые группы значили здесь куда больше, чем в тех местах, где сражались танковые лавины, а дивизия могла исчезнуть за сутки боев. Здесь все было иначе, и очень часто многие оказывались обязаны немногим.

Скажем, осенью 1944-го под Печенгой русские высадили десант для захвата немецких береговых батарей и инфраструктуры порта Лиинахамари. Стратегическую операцию, повлиявшую на весь ход войны в этом регионе, провели всего около полутысячи морских пехотинцев, а главную задачу — захват береговой артиллерии — выполнил совсем небольшой диверсионный отряд, карабкавшийся к вожделенной цели по отвесным скалам. И именно такой акцент на личностях и маленьких группах бойцов делает кампанию в Заполярье благодатной почвой для «игроизации». Скажем, для возрождения серии Commandos трудно придумать более благодатную атмосферу. Да и в других жанрах неласковый север будет смотреться с достоинством, благо, и на воде и в воздухе этого края всегда будет чем заняться.

МЕРТВЫЙ ГОРОД
Вторая мировая, которой не касалась игровая индустрия

Где: Варшава
Когда: август-октябрь 1944

Восстание в Варшаве, поднявшееся летом 1944 года — типичный пример сюжета, трагического для современника, но притягательного постфактум. Польские подпольщики сумели захватить крупные районы столицы, но в двухмесячных боях восстание было безжалостно разгромлено войсками СС. Одна из самых брутальных страниц истории Второй мировой походит на настоящее посольство Warhammer 40к в реальной жизни: Варшава стала местом триумфа шизомилитаризма.

Нацисты использовали в сражениях против повстанцев множество разнообразной малосерийной и экзотической техники. В рушащемся городе разъезжали радиоуправляемые саперные роботы, осаждающие использовали монструозные самоходки «Штурмтигр», вооруженные морскими реактивными бомбометами, а сверхтяжелые мортиры «Карл» (снаряд весит две тонны, стройного человека можно спрятать в стволе) не казались среди этого буйства чем-то из ряда вон выходящим. На штурм восставшего города шли безумные карательные части, составленные из освобожденных бандитов, а один из ключевых командиров со стороны фашистов — Оскар Дирлевангер — был сделавшим военную карьеру маньяком, и это не метафора.

Редкий случай в мировой военной истории: на одной из сторон находилось буквально химически чистое беспримесное зло, которому для завершения образа недоставало только копыт и рогов. Повстанцы могли противопоставить чудесам техники и свирепости убийц только море изобретательности и очень много отваги и везения. Как и, например, в Сталинграде, бои шли в трехмерном лабиринте, линия обороны могла быть буквально сферической, а переход с одной стороны улицы на другую мог сам по себе стать сложной задачей на поиск пути.

Ухищрения сторон не поддаются исчислению: поляки как кроты рыли подземные ходы в тыл неприятелю, переодевались эсэсовцами, вводя противника в заблуждение, собирали из подручных материалов оружие и даже броневики из железного лома.

Противник не отставал, используя все средства, вплоть до посылки к повстанцам троянской саперной машины, снаряженной полутонной бомбой с таймером. Разъяренные упорным сопротивлением каратели истребляли все на своем пути, поставив один из мрачных рекордов жестокости, сравнимый только с тем, что совершалось оккупантами в Советском Союзе во время борьбы с партизанами. И все это побоище шло посреди старинного города, который до войны был одним из наиболее живописных в Европе, а после превратился в огромную груду развалин. Общий стиль восстания провоцирует на создание даже не шутера, а симулятора выживания. Благо, никакие зомби в действительности не могут быть страшнее потерявшего разум человека.

ИНДИАНА ДЖОНС СОБИРАЕТ РЮКЗАК
Вторая мировая, которой не касалась игровая индустрия

Где: Китай
Когда: 1937-1945

Китай как место действия хорош сразу с по нескольким причинам. В 30-е годы, когда в эту страну вторглись японцы, она являла миру яркие контрасты. Здесь на вполне современный вокзал людей тащили рикши, а самолеты взлетали под присмотром огромных каменных Будд. Страна была наводнена шпионами, дипломатами и авантюристами всех наций, от белых эмигрантов и левых борцов за всеобщее счастье до разведчиков и военных специалистов. Для Китая война продлилась дольше, чем для какой бы то ни было страны: Япония начала завоевание Поднебесной в 1937 году, и сражения прекратились только в 1945-м, когда неприятель капитулировал. Все это время продолжалась смута в самом Китае. Правителей с пышными титулами в Поднебесной было множество, каждый непременно заводил себе армию, полицию и тюрьму, и каждый нуждался в решительных и умелых людях для упрочения своей власти.

Борьба Китая за выживание для многих европейцев и американцев воскрешала несколько более раннюю эпоху колониальной романтики. В стране, где имелось катастрофически мало специалистов, ценился любой наемник или волонтер, обладавший полезными навыками. Зачастую дравшиеся на китайской стороне северяне походили не столько на солдат регулярных армий, сколько на искателей приключений.

Кто-то из них уволился из родной армии, другим — как наемникам из числа бывших белых — было просто некуда возвращаться. Они могли вести свою войну как считали нужным — лишь бы результат был налицо. И результат действительно часто оказывался блестящим, но вот генералы далеко не всегда были благосклонны к самодеятельности. Характерно, что, например, из авиагруппы «Летающие тигры» — наверное, самого известного добровольческого отряда — лишь немногие после Китая продолжили карьеру в «официальных» ВВС. Индиане Джонсу редко находится место в шеренге. А вот в тактической стратегии, ролевой игре или даже эпике в стиле «Космических рейнджеров» он бы смотрелся превосходно.
Сегодня игры про Вторую Мировую уже не так популярны, как десять-пятнадцать лет назад, но это не значит, что тема исчерпала себя. Самая страшная в истории человечества война может еще предоставить массу интересных сюжетов, которые никогда не были задействованы в видеоиграх. Нужно лишь оставить в покое Нормандию и обратить взор на другие уголки земного шара.

Согласны ли вы с автором, что во всех играх про Вторую мировую одно и тоже и сюжет практически идентичен?

Автор: Евгений Норин